Обратите внимание на дату публикации материала: информация могла устареть из-за изменений в законодательстве или правоприменительной практике.

Добросовестные предприниматели и юристы борются с контрафактом на маркетплейсах

А Федеральная антимонопольная служба и Роспатент им помогают

Добросовестные предприниматели и юристы борются с контрафактом на маркетплейсах

«Белая книга» о борьбе с контрафактом

Объединение корпоративных юристов при участии ФАС России подготовило «Белую книгу» – методичку по взаимодействию маркетплейсов с правообладателями и продавцами, направленному на пресечение торговли контрафактом.

В методичке собраны ответы на вопросы правообладателей и их представителей. На случаях из практики показано, как добросовестным участникам рынка остановить реализацию контрафактного товара и защитить свои интеллектуальные права.

Например, продавец торговал контрафактной бытовой химией. Правообладатель направил ему обращение с просьбой удалить карточки товаров. Но продавец его проигнорировал.

Тогда правообладатель обратился с жалобой в адрес маркетплейса. Приложил к ней документы и фотографии. На решение проблемы ушло 10 дней: продавец не представил запрошенные маркетплейсом документы, и карточки товаров были скрыты.

Рекомендации для правообладателей и продавцов

Юрист Георгий Торчинов:

Сроки реагирования маркетплейсов на жалобы о контрафакте

На российских онлайн-площадках торгуют иностранные предприниматели без активов и фактического присутствия в России. Привлечь их к ответственности за продажу контрафакта трудно. К тому же не установлены сроки реагирования маркетплейса на жалобы правообладателей, что позволяет нечестным продавцам получать выгоду до блокировки их профилей.

Маркетплейс не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, если для его пресечения своевременно принял необходимые и достаточные меры. В судебной практике такими мерами признаются скрытие и последующее удаление карточек спорных товаров. Однако в практике нет однозначного ответа на вопрос о том, когда принятые меры считаются своевременными.

В «Белой книге» указано, что маркетплейсы реагировали на заявления правообладателей в разные сроки – от 3 до 30 дней. Как ускорить реакцию маркетплейса?

В заявлении правообладателю нужно обосновать сходство спорных обозначений на контрафакте со своими товарными знаками. К нему прикладываются документы, подтверждающие права на товарные знаки. Если правообладатель действует через представителя по доверенности или исключительного лицензиата, то необходимо подтвердить его полномочия.

Продавцам следует держать под рукой договоры, подтверждающие получение товаров от правообладателя или авторизованного дистрибьютера. Они понадобятся, если кто-то усомнится в оригинальности продукции. Собрать такие документы в сжатые сроки непросто, особенно если запрашивать их приходится у иностранных правообладателей.

Читайте также
Наследование личного кабинета на маркетплейсе
Адвокаты рассказали, как наследникам получить доступ к личному кабинету покойного продавца и что может измениться в работе маркетплейсов  
16 октября 2024 Советы

Комиссии маркетплейсов за удаление карточек контрафакта

Маркетплейсы начисляют продавцам комиссии за удаление карточек контрафактных товаров и проведение с ними разъяснительных бесед. Такие начисления предусмотрены в договорах.

Например, в одном деле суд подтвердил правомерность комиссии в размере 645 000 рублей. Отработка маркетплейсом одного нарушения стоила 10 000 рублей (Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 июля 2024 г. по делу № А40-21098/2024).

Кроме того, продавцы контрафакта получают штрафные баллы. Если их накопится достаточное количество, то договор с продавцом расторгнут, а профиль его магазина заблокируют.

Продавец должен следить за достоверностью информации о своих товарах, размещенной в карточках. У него в наличии должны быть документы, подтверждающие оригинальность продукции и право на использование результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации.

Оформление магазина на маркетплейсе чужими товарными знаками

В фокусе «Белой книги» – противодействие продаже контрафактных товаров. Однако нарушение интеллектуальных прав этим не ограничивается.

Например, недобросовестные продавцы используют чужие товарные знаки при оформлении витрин магазинов – в названии, логотипе или описании страницы (Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 марта 2024 г. по делу № А40-158037/2023).

Наши клиенты регулярно сталкиваются с подобными нарушениями. Приходится направлять заявления маркетплейсам с просьбой посодействовать в защите интеллектуальных прав.

Продавцам не рекомендуется помещать на витрины товарные знаки без разрешения правообладателей, даже если продукция оригинальная.

Отзывы покупателей как доказательство нарушения прав

В «Белой книге» рассказано об успешном противодействии продавцам, которые разбавляют оригинальные товары контрафактом.

Правообладатель может собрать комментарии покупателей, чтобы доказать в суде нарушение своих прав. Клиенты часто жалуются на контрафактный товар в отзывах и прикладывают к ним подтверждающие фото (Решение Арбитражного суда Астраханской области от 1 марта 2023 г. по делу № А06-9521/2022).

Сотрудничество Роспатента и маркетплейсов

8 и 9 октября 2024 года прошла XXVIII Международная научно-практическая конференция «Эра IP», организованная Роспатентом.

Пресечение продаж контрафактной продукции на маркетплейсах обсудили участники рабочей группы при Госкомиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.

Представители Роспатента, Минэкономразвития и Ассоциации компаний интернет-торговли приняли решение проработать механизм совмещения баз данных маркетплейсов с госреестром товарных знаков и знаков обслуживания. Это позволит маркетплейсам оперативно получать информацию о правообладателях, проверять карточки товаров и блокировать контрафактные предложения.

Также на конференции эксперты обсудили борьбу с троллями, озвучили законодательные нововведения и рекомендации для предпринимателей. Читайте об этом в новости «Роспатент защищает бизнес от троллинга».

Для читателей, которые не хотят пропускать юридические советы, у нас есть телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!


Фото: фотобанк Freepik

Читайте также: