
Коллективное управление авторскими и смежными правами в сфере онлайн-вещания
Вещателям – право на легальную трансляцию музыки, правообладателям – заслуженное вознаграждение

Зачем нужно коллективное управление правами?
В процессе онлайн-вещания за год теле- и радиоканалы используют произведения и фонограммы десятков тысяч композиторов, поэтов и исполнителей. Примерно столько же лицензионных договоров пришлось бы заключить вещателям для использования творческого контента, а правообладателям – администрировать распространение результатов интеллектуальной деятельности (РИД) на сотнях каналов.
Однако избежать такой нагрузки позволяет коллективное управление авторскими и смежными правами: вещатели не получают разрешение у каждого правообладателя, а последним не нужно следить за всеми каналами.
В России «бланкетные» лицензии выдают организации по коллективному управлению правами (ОКУП). Так вещатели могут использовать неограниченное число РИД, за что правообладателям выплачивается вознаграждение.
Как ОКУПы защищают интересы правообладателей?
Создать ОКУП могут авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских или смежных прав в случаях, когда индивидуальное осуществление прав затруднено или когда законом допускается использование РИД без их согласия, но с выплатой им вознаграждения.
ОКУП – это основанная на членстве некоммерческая организация, на которую возлагается коллективное управление правами в соответствии с полномочиями, предоставленными ей правообладателями (п. 1 ст. 1242 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)).
В России действуют две аккредитованные организации, куда можно обращаться за предоставлением прав на музыку для ее использования в процессе вещания: Российское Авторское Общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
ОКУПы вправе от имени правообладателей или от своего имени предъявлять требования в суде, а также иным образом защищать права, переданные им в управление (п. 5 ст. 1242 ГК РФ).
Например, в 2024 году РАО подало в суд более трех десятков исковых заявлений, чтобы пресечь неправомерное использование музыки в интернете и защитить правообладателей. В тех случаях вещатели не захотели заключать договоры для законного использования РИД. Обычно исход подобных дел один: договоры все же заключаются.
С какими проблемами сталкиваются ОКУПы?
Онлайн-вещание может осуществляться в интернете (webcasting) или одновременно в нескольких средах (simulcasting), например в эфире и интернете. Веб-трансляция может идти на сайте теле- или радиоканала, в онлайн-сервисах и соцсетях.
Считается, что объекты авторских и смежных прав, размещенные на сайте, используются владельцем этого сайта, если иное не следует из обстоятельств и доказательств. По общему правилу владельцем сайта является администратор доменного имени, опять же если не доказано иное (Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 29 мая 2024 г.).
Иногда владельцем сайта оказывается теле- или радиоканал, а администратором доменного имени – сторонний онлайн-сервис. Причем юридические отношения вещателя и сервиса оформлены не всегда. В итоге ОКУП сталкивается не только с неправомерным использованием музыкального контента, но и с незаконным распространением средства массовой информации.
Практика сложилась так: если договор все же есть и там указано, что вознаграждение правообладателям выплачивает не сервис, а вещатель, то последний обязан заключить соглашение с ОКУПом.
Такой подход кажется специалистам РАО несправедливым по отношению к вещателям (впрочем, это их выбор). Здесь принцип свободы договора вступает в противоречие с императивной нормой, которая называет пользователем того, кто непосредственно использует РИД. Вероятно, данный вопрос рано или поздно дойдет до Верховного Суда РФ.
Почему важна правильная квалификация способа использования произведений?
Онлайн-вещание не выделено в ГК РФ в виде отдельного способа использования РИД. Но это не означает, что правообладатели остаются без охраны. Им позволено использовать произведения любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1270 ГК РФ). То есть перечисление в законе всех доступных вариантов необязательно.
В ГК РФ говорится о «сообщении» как об одном из способов использования РИД. Оно включает в себя любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового или зрительного восприятия (подп. 7 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
В Договоре ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 года указано, что авторы обладают исключительным правом разрешать любое сообщение своих произведений для всеобщего сведения по проводам или средствами беспроволочной связи. Такое «любое сообщение» подразумевает и онлайн-вещание в качестве технологии доставки сигнала.
Сообщение в эфир и по кабелю часто путают с доведением произведения до всеобщего сведения (подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Однако это разные способы использования РИД.
Во-первых, при сообщении передается непрерывный сигнал, содержащий поток данных, который формирует вещатель. Конечный получатель сигнала не может воспользоваться доступом к конкретному произведению или фонограмме по собственному выбору, сменить время передачи данных и их последовательность.
Во-вторых, сигнал транслируется независимо от восприятия публикой теле- или радиоканала.
В-третьих, сообщение сигнала не подразумевает сохранение произведения или фонограммы у конечного пользователя.
В случае кеширования данных или применения технических приспособлений и программного обеспечения, позволяющего осуществить запись в память приемного устройства, сохраняется не выбранный пользователем музыкальный трек, а часть непрерывного сигнала. Тут уже речь идет о другом способе использования РИД – записи сообщения радио- или телепередачи. Он требует получения от правообладателей отдельного разрешения.
При доведении произведений до всеобщего сведения доступ к ним предоставляется по запросу пользователей. Например, размещение на сайте плейлиста для скачивания.
Неверная квалификация способа использования РИД может привести к нарушению прав авторов музыкального контента, что несет риски для вещателей.
Как используется музыка в составе аудиовизуальных произведений?
Музыка включается в состав аудиовизуального произведения (АВП) на основании договора, который изготовитель АВП подписывает с автором музыкального произведения.
Вещатель получает право на использование АВП, включая онлайн-вещание, по заключенному с изготовителем лицензионному договору. Это необходимое, но недостаточное условие правомерного использования музыкального контента вещателем. Также он обязан выплатить вознаграждение автору музыкального произведения, включенного в АВП, за каждую трансляцию или ретрансляцию АВП (п. 3 ст. 1263 ГК РФ, Определение Конституционного Суда РФ от 16 мая 2023 г. № 1031-О). Выплата вознаграждения осуществляется по договору с РАО.
Для читателей, которые не хотят пропускать юридические советы, у нас есть телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!