
Передача прав на музыку
Эксперты объяснили, как не допускать ошибки в договоре, который оформляется для использования музыкального произведения в фильме

Могут ли граждане заключить договор для передачи прав на музыку?
Юрист Аиша Герасимова:
Оформление гражданами договора, по которому передаются права на музыку, возможно.
Но чтобы в дальнейшем использовать музыкальное произведение для извлечения прибыли, гражданину нужно получить право на ведение предпринимательской деятельности: например, открыть коммерческую организацию или зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (ИП).
Юрист Роман Лукьянов:
Договор, на основании которого передаются права на музыку, могут подписать граждане, не имеющие статуса ИП.
Вместе с тем необходимо учитывать, что субъектный состав влияет на порядок налогообложения, применение мер ответственности, выбор суда при возникновении спора и проч.
Юрист Антон Никифоров:
Законодательство не запрещает заключать лицензионные договоры гражданам без статуса самозанятого или ИП.
Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение, в том числе предоставлять лицензии любым лицам по своему усмотрению (ст. 1229, 1233 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)).
Патентный поверенный Наталья Синицына:
В некоторых случаях закон предъявляет требования к лицам, которые заключают сделку. Например, сторонами договора коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и ИП (ст. 1027 ГК РФ). Поэтому чтобы понять, есть ли ограничения, нужно определить вид договора.
Лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права на музыкальное произведение разрешено оформить гражданам без статуса ИП (ст. 1233, 1234, 1235 ГК РФ).
При этом важно разобраться, кто является правообладателем. Например, когда музыку создали два человека, они считаются соавторами и правообладателями, если не согласовали иное. Значит, оба композитора должны подписать договор (ст. 1258 ГК РФ).
Адвокат Александр Станишевский:
Физические лица без статуса ИП могут заключить договор об отчуждении исключительного права на произведение. Главное – оформить его письменно, иначе договор будет считаться недействительным (п. 2 ст. 1234 ГК РФ).
Оцените договор: какие там допущены ошибки?
Эксперты проанализировали договор, который продюсер и композитор хотят подписать для включения музыкального произведения в короткометражный фильм.
Юрист Аиша Герасимова:
1. Непонятно, какой договор собираются заключить стороны.
Например, договор, по которому автор (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования произведения, именуется лицензионным договором (ст. 1286 ГК РФ).
В лицензионном договоре необходимо указать права и обязанности сторон, способы и территорию использования произведения, порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора, вид лицензии (исключительная или неисключительная), ответственность, порядок разрешения споров и проч. (ст. 1235 ГК РФ).
Лицензиат может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены договором (п. 1 ст. 1235 ГК РФ). Поэтому важно это четко прописать.
Лицензионный договор должен быть заключен в письменной форме, иначе он будет считаться недействительным (п. 2 ст. 1235 ГК РФ).
2. Установлена неограниченная передача прав.
В договоре указано, что продюсер может полностью или частично предоставлять третьим лицам полученные права. Это повлечет их неконтролируемую передачу, в том числе лицам, не связанным с фильмом.
3. Положения об ответственности лишены конкретики.
Договор с общими фразами об ответственности жизнеспособен и исполним. В таких случаях применяются нормы ГК РФ.
И все же для конкретизации в договоре лучше предусмотреть отдельный раздел об ответственности: когда именно стороны ее несут, какие санкции последуют и проч.
4. Не обозначено, как стороны будут разрешать споры.
В договоре не установлен порядок направления и рассмотрения претензий, не определена договорная подсудность. Это необязательные положения, но они могут облегчить жизнь сторонам сделки в случае возникновения разногласий.
Юрист Роман Лукьянов:
1. Используются неуместные термины и нормы недействующего закона.
В договоре дана ссылка на Закон РФ от 9 июля 1993 года № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах», который утратил силу в 2008 году. Сегодня мы руководствуемся четвертой частью ГК РФ.
Упоминается об услугах, хотя по смыслу договора ни одна из сторон их не оказывает. А если оказание услуг все же планируется, то это намерение поменяет вид договора и потребует детального раскрытия отношений сторон.
Подобные недочеты создают риски, связанные с интерпретацией вида сделки и реальным объемом предоставляемых прав.
2. Не учтено, что фильм – сложный объект.
Лицо, которое организовало создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, приобретает право использования таких результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров (п. 1 ст. 1240 ГК РФ).
Лицензионный договор заключается на весь срок и в отношении всей территории действия исключительного права, если не предусмотреть иное. Условия, ограничивающие использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, недействительны (п. 1 и 2 ст. 1240 ГК РФ).
Юрист Антон Никифоров:
1. Используется некорректная терминология.
Например, в договоре употребляется термин «неисключительные права» из статьи 30 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах», который утратил силу.
Стороны именуются по-разному: сначала как «Автор» и «Пользователь», потом как «Композитор», «Исполнитель» и «Заказчик».
Неточные термины вводят стороны в заблуждение. При возникновении спора суд будет применять понятия, закрепленные в действующих законах.
2. Не указан срок действия договора.
Если срок действия лицензионного договора не определен, то считается, что он заключен на 5 лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
Получается, лицензию на музыкальное произведение композитор предоставляет только на 5 лет. Это риск для того, кто будет использовать музыку, если он рассчитывает на более длительный срок.
3. Неточно обозначены условия использования музыкального произведения.
В договоре указано предположительное название фильма. Однако если оно поменяется, то использование музыки будет противоречить условиям сделки. Необходимо точно прописать название и год создания кино.
4. Нет положения о подписании документа, подтверждающего передачу права использования произведения.
В приложении к договору содержится ссылка на некий «акт», но не определено, какой именно.
У лицензиара должно быть доказательство передачи лицензиату экземпляра произведения, чтобы подтвердить исполнение договора. Во избежание споров нужно зафиксировать порядок оформления акта и те факты, которые он подтверждает.
5. Дублируются общие нормы ГК РФ.
В повторном упоминании норм закона нет практического смысла, они и так будут действовать. Договор должен конкретизировать применимые нормы и закреплять правомерные договоренности сторон.
Патентный поверенный Наталья Синицына:
1. Используется некорректная терминология.
В законодательстве нет понятия «неисключительные права». Есть интеллектуальные права: исключительное право (имущественное право), личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие) (ст. 1226 ГК РФ).
2. Непонятен предмет договора.
Не ясно, автор отчуждает исключительное право или предоставляет право использования.
В первом случае заключается договор об отчуждении исключительного права на произведение (ст. 1285 ГК РФ). Прежний правообладатель утрачивает возможность распоряжаться произведением.
Во втором случае оформляется лицензионный договор (ст. 1286 ГК РФ). Автор предоставляет право использовать произведение, не передавая исключительное право.
Лицензия может быть исключительной и неисключительной (ст. 1236 ГК РФ).
Исключительная лицензия означает, что лицензиат получает монопольное право использовать произведение в пределах, оговоренных в договоре. А лицензиар (автор, правообладатель) теряет право использовать произведение и передавать его другим.
Неисключительная лицензия позволяет использовать произведение не только лицензиату, но и лицензиару, который также может предоставлять лицензии другим лицам.
Адвокат Александр Станишевский:
1. Используется некорректная терминология.
Термина «неисключительные права» нет в законах. Неисключительной может быть лицензия (ст. 1236 ГК РФ).
Автор разрешает обнародовать произведение. Но затем дается неверная формулировка «обнародования», равнозначная «доведению до всеобщего сведения».
Обнародование – это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа или исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом (ст. 1268 ГК РФ).
Доведение для всеобщего сведения – это предоставление доступа к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (ст. 1270 ГК РФ).
Продюсеру необходимо выяснить, не обнародовано ли произведение. С автора можно взять заверение, что оно не было обнародовано до заключения договора. Также есть смысл установить штраф на случай, если заверение окажется ложным.
Неточности в договоре можно растолковать с помощью механизмов, указанных в статье 431 ГК РФ.
2. Неполноценно прописаны гарантии.
Автор гарантирует наличие у него прав на произведение, предоставляемых по договору. Такие гарантии стоит оформить в виде заверений об обстоятельствах, имеющих значение для продюсера (ст. 431.2 ГК РФ).
Можно добавить, что исключительное право на произведение не является предметом залога, не обременено правами третьих лиц, не передано им и не оспаривается ими.
При этом гарантий недостаточно. Важно установить ответственность автора на случай, если выяснится, что он не является правообладателем произведения. А также предусмотреть, что автор обязан разрешать разногласия из-за произведения с третьими лицами за свой счет и своими силами.
3. Не определен момент перехода исключительного права или предоставления права использования произведения.
Можно прописать, что право переходит с даты заключения договора.
4. Не указано, когда стороны обязаны подписать передаточный акт.
В договоре сказано, что вознаграждение композитор получает «в течение пяти рабочих дней с момента подписания соответствующего акта». Раз к дате оформления акта привязана обязанность выплатить автору вознаграждение, время на его подписание обязательно нужно обозначить.
5. Не хватает практически важных положений.
Стоит предусмотреть способ и формат передачи музыкального произведения (mp3, wav, aac, flac).
Нелишним будет включить в договор положения о конфиденциальности или подписать отдельное соглашение (NDA). Это позволит продюсеру предотвратить утечку информации в преддверии выхода фильма.
Для читателей, которые не хотят пропускать юридические советы, у нас есть телеграм-канал @agexpert и сообщество «АГ-эксперт» в соцсети «ВКонтакте». Присоединяйтесь!