В настоящей статье мы продолжаем обсуждение спорных вопросов реструктуризации кредитного обязательства в период пандемии коронавируса. Банк России, проведя опрос кредитных организаций о результатах их работы по реструктуризации задолженности граждан, включая предоставление кредитных каникул, издал ряд писем, направленных на защиту интересов заемщиков. Попытаемся ответить на вопрос, достаточно ли оказалось данных мер для создания правовых механизмов, позволяющих наказать профессиональных кредиторов, явно злоупотребляющих процессуальными правами в столь непростой эпидемиологический и экономический период. Также проанализируем на примере судебного кейса решение, принятое в пользу заемщика.
Напомним, что под реструктуризацией кредита мы понимаем изменение таких его параметров, как срок, размер процентной ставки и т. д. Подобное изменение возможно как в силу закона, так и по соглашению между должником и кредитором. В 2019 г. возможность предоставления кредитных каникул согласно закону распространялась только на ипотечных заемщиков1. В связи с пандемией коронавируса законодатель распространил такую возможность на иные потребительские и бизнес-кредиты (ст. 6 Закона № 106-ФЗ)2.