В настоящей статье автор на основе анализа судебной практики, связанной с оценкой обстоятельств, касающихся «опоздавших» наследников и уважительности причин пропуска срока для принятия наследства, приходит к выводу о необходимости установления содержания принципа добросовестности применительно к «опоздавшим» наследникам и его соотношения с категорией «недостойные наследники», а также рассмотрения вопроса о возможности субсидиарного применения норм семейного законодательства к наследственным правоотношениям.
Читайте также комментарии к данному материалу адвоката АБ г. Москвы «Инфралекс» Ирины Зиминой и советника ФПА РФ, адвоката АП Московской области, зам. зав. кафедрой адвокатуры МГЮА Сергея Макарова.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство. Для осуществления права на принятие наследства наследником, пропустившим установленный срок для принятия наследства, закон предусматривает два альтернативных порядка: судебный и внесудебный. Поскольку условием применения внесудебного порядка является согласие всех остальных наследников, принявших наследство, выраженное в письменной форме и нотариально удостоверенное (абз. 2 п. 1 ст. 1153 ГК РФ), то наибольшее число споров на практике вызывает судебный порядок.