×

Принцип равенства должен быть незыблемым

К вопросу о возможности применения моратория на банкротство к публично-правовым образованиям
Ершов Игорь
Ершов Игорь
Руководитель арбитражной практики АБ г. Москвы «Халимон и партнеры»

Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 11 июня № 1440-О по жалобе на п. 1 Постановления Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», которым правительством в рамках предоставленного ему п. 1 ст. 9.1 Закона о банкротстве полномочия был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юрлиц и граждан, включая ИП.

Читайте также
КС не усмотрел неконституционности в постановлении Правительства РФ о моратории на банкротство
При этом он не ответил на вопрос о том, распространяется ли мораторий на органы государственной власти при решении вопроса об освобождении их от уплаты финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, о чем указывал заявитель жалобы
03 июля 2024 Новости

Полагаю, отказ КС принимать к рассмотрению жалобу юридического лица относительно проверки конституционности нормативного акта Правительства РФ противоречит п. 3 ст. 3 ФКЗ от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31 июля 2023 г.) «О Конституционном Суде Российской Федерации», норма которого прямо указывает на такое полномочие Суда.

Вывод КС о том, что заявитель просит проверить соответствие нормативного акта Правительства РФ положениям федерального закона, также представляется спорным, поскольку ссылка на нормы федерального закона (п. 6 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК РФ, п. 1 и 2 ст. 1 Закона о банкротстве) не означает отказ заявителя от требования проверить конституционность подзаконного нормативного акта. Это дает основания полагать, что ссылка на федеральный закон является частью обоснования позиции заявителя.

Что касается истолкования моратория, изложенного в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Закона о банкротстве» (далее – Постановление ВС № 44), и невозможности устанавливать и исследовать фактические обстоятельства конкретного дела, то представляется, что это не означает невозможность проверить конституционность нормативного акта Правительства РФ.

Читайте также
Пленум ВС утвердил постановление о применении моратория на возбуждение банкротных дел
После доработки редакционной комиссией документ подвергся некоторым изменениям
24 декабря 2020 Новости

Указанное касается процессуальной стороны рассмотрения КС жалобы юрлица. Однако не менее интересным и важным выглядит обращение к сути проблемы, поднятой в жалобе.

Проблема, оставшаяся без рассмотрения КС, касается возможности применения введенного в 2022 г. моратория в части неначисления неустойки (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих (абз. 10 п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве), к публично-правовому образованию (органу власти). Она учитывает два фактора:

  • участие публично-правовых образований в правоотношениях, регулируемых гражданским законодательством, осуществляется на равных началах с гражданами и юрлицами (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 124 ГК);
  • публично-правовое образование, орган власти не подлежат банкротству.

Важно не ограничиваться вопросом о возможности применения к публично-правовым образованиям и госорганам моратория в части неначисления неустойки (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими денежных обязательств и обязательных платежей, а смотреть на ситуацию шире и определить: равенство субъектов гражданских правоотношений (п. 1 ст. 1 ГК) в рассматриваемом случае – иллюзия или реальность, все ли равны или кто-то имеет дополнительные привилегии?

Далее необходимо ответить на вопрос: означает ли невозможность банкротства публично-правового образования (органа власти) одновременную возможность действия введенного правительством моратория к такому лицу не в полном объеме (в части), т.е. с соблюдением принципа равенства в части применения моратория к публично-правовому образованию относительно неустойки, но без применения процедуры банкротства к таким лицам не нарушается ли это равенство?

Введенный мораторий предполагал не только неначисление неустойки, но и временный запрет на банкротство участников гражданских правоотношений. Исходя из принципа равенства, публично-правовым образованиям логично не начисляется неустойка. В случае наличия признаков банкротства после прекращения действия моратория кредитор должен был бы иметь возможность начать банкротство публично-правового образования (госоргана). Но такое банкротство невозможно. Следовательно, мораторий действует только частично.

Конституционный Суд в Определении № 1440-О/2024 (стр. 4) нашел выход из такой ситуации и указал, что по смыслу ст. 9.1 Закона о банкротстве правило о моратории в части неначисления неустойки следует применять вне зависимости от наличия признаков банкротства должника, т.е. провозглашается принцип: равенство в применении банкротства по отношению ко всем, но не к публично-правовым образованиям (органу власти); равенство в части неначисления неустойки и для публично-правовых образований (органа власти).

Полагаю, такая позиция и отказ КС рассматривать жалобу заявителя, а также позиция ВС, изложенная в Определении № 308-ЭС23-2217 по делу № А53-2650/2022, о равенстве субъектов, на которую ссылался кассационный суд при рассмотрении дела с участием заявителя, не решили проблему. В Определении КС № 1440-О/2024 усматривается защита в первую очередь государства в лице публично-правовых образований и госорганов, а также органов государственной власти (аналогично муниципальных органов и органов муниципальной власти).

В итоге если придерживаться принципа равенства участников гражданских правоотношений, возникает необходимость определить, должно ли применяться банкротство к публично-правовым образованиям (органам власти) при одновременном неначислении неустойки в период действия моратория или, напротив, не применяя банкротство, целесообразно одновременно отказаться от действия моратория в части неустойки к подобной категории участников гражданских правоотношений, учитывая нарушение равенства?

На мой взгляд, принцип равенства, заложенный в основу гражданских правоотношений, должен быть незыблемым. Поясню свою позицию. Когда речь идет о равенстве, представляется неправомерным и несправедливым отказывать публично-правовому образованию (органу власти) в применении к его ответственности моратория, но одновременно неправомерно и несправедливо лишать возможности инициировать его банкротство.

Угрожает ли потенциальное банкротство публично-правового образования (органа власти) устойчивости гражданского оборота, опасно ли, несет ли какие-либо риски? Любое банкротство не является благоприятным явлением для участников оборота, для гражданско-правового сообщества, объединяющего кредиторов, должника, его владельца и работников, а также публично-правовые образования и иных лиц. С другой стороны, институт банкротства в определенной степени дисциплинирует должника. Следовательно, потенциальная возможность банкротства публично-правового образования (органа власти) не означает реализацию этого негативного сценария: предвидя угрозу несостоятельности, публично-правовое образование должно более качественно подходить к участию в установлении обязательства, его исполнении и в целом в планировании и реализации своего участия в гражданских правоотношениях.

Кроме того, введения «банкротного иммунитета» публично-правового образования со временем может потребовать всё большее количество лиц, особенно посредством которых публично-правовое образование может участвовать в гражданских правоотношениях. Например, в настоящее время госкорпорация или государственная компания может быть признана банкротом, если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание; общественно полезный фонд не может быть признан банкротом, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда, а публично-правовая компания также не может быть признана банкротом, однако распространение иммунитета банкротства не исключено в будущем и на иных лиц, в той или иной степени аффилированных с публично-правовым образованием.

Представляется, что избирательное применение принципа равенства в гражданских правоотношениях, включая банкротный иммунитет, к публично-правовому образованию при одновременном моратории в части неначисления неустойки переводит гражданское правоотношение в плоскость публичного, где публично-правовое образование ограничивает возможные способы защиты прав его кредиторов посредством реализации своих полномочий, но при этом получает преимущество по отношению к кредиторам.

Отказывая в рассмотрении жалобы, Конституционный Суд со ссылкой на Постановление ВС № 44 обратил внимание на возможность признания судом недобросовестным поведения ссылающегося на мораторий должника при доказанности, что в действительности он не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория. Не оспаривая данный вывод, отмечу, что указанная позиция, во-первых, неприменима к правоотношениям заявителя, обратившегося с жалобой в КС, и органа государственной власти субъекта РФ (Департамента госимущества г. Москвы), а значит, не поможет ему. Во-вторых, возникает вопрос, почему банкротный иммунитет публично-правового образования приводит к перераспределению бремени доказывания – от должника, который должен доказать, что пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для введения моратория, к кредитору, которому предлагается доказать обратное (что должник не пострадал).

Изложенное позволяет прийти к выводу, что в подходах высших судов не учтена незыблемость принципа равенства гражданских правоотношений, когда приоритет отдается публично-правовому образованию как в части банкротства, так и уже в процессуальных отношениях, в части распределения бремени доказывания. Таким образом, равенство субъектов гражданских правоотношений – цель, требующая достижения.

Рассказать:
Другие мнения
Скоропад Александр
Скоропад Александр
Генеральный директор юридической компании «Ю-ТЕХ», г. Новосибирск
Градпланы лишены значения?
Градостроительное право
Новый подход к конфликту изменений, вносимых в градостроительные регламенты, с ГПЗУ и связанные с этим риски
16 сентября 2024
Радченко Сергей
Радченко Сергей
Адвокат АП Краснодарского края, партнер АБ «ЮГ»
Обжалование определения суда первой инстанции в кассационном порядке
Гражданское право и процесс
О разнице подходов АПК и ГПК к данному вопросу и неоднозначной позиции ВС
16 сентября 2024
Смолокуров Константин
Смолокуров Константин
Адвокат АП г. Москвы, АБ «Халимон и партнеры»
Защита границ участка без оформленного права
Земельное право
ВС пояснил особенности разрешения спора об установлении смежных границ земельных участков
13 сентября 2024
Локова Наталья
Локова Наталья
Юрист, ООО «Альтхаус Консалтинг»
Общее имущество собственников недвижимости
Гражданское право и процесс
Практика применения ст. 259.1–259.4 ГК РФ
12 сентября 2024
Захаров Артур
Захаров Артур
Адвокат АП Ростовской области
От инициативы взыскателя зависит многое
Арбитражный процесс
ВС устранил последний пробел в части ответственности бюджета за несвоевременную выплату присужденных сумм
12 сентября 2024
Смирнова Виолетта
Смирнова Виолетта
Адвокат АП г. Москвы, «Адвокатский кабинет адвоката Смирновой Виолетты Георгиевны»
Средство восстановления социальной справедливости
Уголовное право и процесс
Почему выводы ВС о смягчении наказания осужденному по ст. 238 УК представляются спорными
11 сентября 2024
Яндекс.Метрика