×

Работа адвоката – тяжелый труд и творческая деятельность одновременно

Проблемы у белорусских адвокатов такие же, как и у адвокатов большинства стран бывшего СССР
Материал выпуска № 16 (321) 16-31 августа 2020 года.
Фото: «Адвокатская газета»
24 августа отметил юбилей председатель Белорусской республиканской коллегии адвокатов (БРКА), член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Виктор Иванович Чайчиц. От имени Федеральной палаты адвокатов РФ его поздравил президент ФПА РФ Юрий Пилипенко. В интервью «АГ» Виктор Чайчиц рассказал о законодательстве, регулирующем адвокатскую деятельность в Республике Беларусь, своем участии в изменении законодательства, ответил на вопросы о проблемах, стоящих перед адвокатурой Беларуси, и путях их решения. «АГ» поздравляет юбиляра и желает ему успешно преодолеть вызванные общественно-политическим кризисом в Беларуси сложности, руководствуясь основным инструментом адвоката – законом.

– Виктор Иванович, расскажите, пожалуйста, о своем профессиональном пути. Как Вы пришли в адвокатуру?

– Наверное, как и у многих молодых людей, большую роль в моем выборе сыграла романтика, желание помогать людям, находить справедливое решение в спорных вопросах. Адвокат – это защитник, тот, кто всегда на стороне обычного человека. Это тяжелый труд, при этом деятельность адвоката достаточно динамичная, творческая и саморегулируемая.

– Как менялось белорусское законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности после распада СССР и до принятия нового Закона в 2011 г.?

– Закон «Об адвокатуре» от 15 июня 1993 г. являлся прогрессивным документом. В нем учтены отечественный и мировой опыт организации и деятельности этого правового института, достижения научной мысли, потребности общества в расширении и качественном улучшении правозащитной деятельности в условиях перехода к рыночным отношениям и демократическому правовому государству.

Как никогда ранее, в правовом акте об адвокатуре подчеркивается независимость адвокатуры в целом и каждого адвоката в отдельности. Запрещается вмешательство в профессиональную деятельность адвоката.

«Запрещено какое бы то ни было вмешательство в профессиональную деятельность адвоката, требование от него, должностных лиц и технических работников адвокатского самоуправления и адвокатских объединений сведений, составляющих предмет адвокатской тайны».

Впервые за многие десятилетия в Законе 1993 г. сформулировано понятие адвокатской тайны: «…вопросы, по которым лицо обратилось за помощью, суть консультаций, советов и разъяснений, полученных этим лицом от адвоката».

– Закон Республики Беларусь «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» действует уже 8 лет. Как он повлиял на работу белорусской адвокатуры?

– Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь» вступил в силу 6 апреля 2012 г. Адвокаты активно участвовали в создании нового Закона. Благодаря усилиям адвокатского сообщества в Закон были включены новеллы, внесшие определенные изменения в порядок осуществления адвокатской деятельности, предоставившие адвокатам более широкие полномочия при оказании юридической помощи и т.д. За прошедшее время мы убедились, что внесенные в Закон изменения были необходимыми и правильными.

Основное отличие нового Закона в том, что членство адвокатов в коллегии адвокатов является обязательным условием осуществления адвокатской деятельности. Связано это с тем, что государство возлагает на коллегии адвокатов конституционно-правовую задачу оказания квалифицированной юридической помощи всем нуждающимся в целях осуществления и защиты прав, свобод и интересов, участия в правовом воспитании граждан.

Также в целях максимального соблюдения адвокатской тайны Законом предусмотрено, что не только адвокат, но и стажеры, и помощники адвоката не могут быть допрошены в качестве свидетелей об обстоятельствах, составляющих адвокатскую тайну, а государственные органы и иные организации не вправе истребовать, изымать и иным образом получать у адвоката, стажера и помощника адвоката информацию, составляющую адвокатскую тайну.

Нововведением является и норма о том, что профессиональная защита прав и интересов клиентов по уголовным, гражданским делам, делам, возникающим из хозяйственных (экономических) споров, и делам об административных правонарушениях в судах, органах, ведущих уголовный или административный процесс, осуществляется только адвокатами.

Ранее представление интересов клиентов в судах по гражданским делам и экономическим спорам могли осуществлять не только адвокаты, но и юристы, имеющие специальное разрешение (лицензию) на оказание юридических услуг. Однако законодатель решил, что для обеспечения каждому права на получение квалифицированной юридической помощи и в интересах правосудия в целом, с учетом повышенных квалификационных требований, предъявляемых к членам адвокатских образований, только адвокаты могут быть допущены к представлению интересов физических и юридических лиц во всех судах (по гражданским, уголовным, административным делам, экономическим спорам) и органах, ведущих уголовный или административный процесс. В связи с этим и в Закон об адвокатуре, и в иное законодательство Республики Беларусь были внесены соответствующие изменения.

Следует отметить, что все вышеперечисленные изменения направлены в первую очередь на защиту интересов граждан. Человек, обращаясь за юридической помощью, должен быть уверен, что юридическая помощь будет ему оказана, и оказана качественно, поскольку за это несет ответственность не только конкретный адвокат, но и вся корпорация в целом. Корпоративность и корпоративный дух – те преимущества, которые отличают адвоката от обычного юриста.

– Какие актуальные проблемы стоят сегодня перед адвокатурой Беларуси и каковы, по Вашему мнению, пути их решения?

– Проблемы у белорусских адвокатов такие же, как и у адвокатов большинства стран бывшего СССР: низкая обращаемость к адвокатам, отсутствие должного понимания того, что на помощи адвоката нельзя экономить, низкие размеры гонорара, недостаточная урегулированность вопросов оказания бесплатной юридической помощи, противодействие выполнению адвокатом своих профессиональных обязанностей и другие.

Низкая обращаемость к адвокатам за юридической помощью характерна для всего постсоветского пространства. Многие помнят советскую поговорку, когда человеку желали добра: «Чтобы Ваша хата не знала ни врача, ни адвоката». У наших граждан нет привычки идти за советом к адвокату прежде, чем совершить какое-либо юридически значимое действие. К адвокату идут тогда, когда уже надо предотвращать наступившие негативные последствия. Однако благодаря активной разъяснительной работе, которая ведется не только адвокатами, но и всеми ветвями власти нашей республики, граждане начинают понимать пользу от своевременного обращения к адвокату: не только материальную, но и «моральную». Ведь юридически грамотные поступки минимизируют вероятность участия граждан в гражданских, административных, уголовных делах, влекущих для них расходы, стресс, потерю времени и душевных сил.

Отсутствие должного уважения к нашей профессии, к сожалению, – следствие непрофессиональных поступков отдельных адвокатов. Человеческая природа такова, что хорошие поступки не замечаются, зато единичные негативные – являются основой для осуждения всего адвокатского сообщества. Поэтому мы просим адвокатов не стесняться и активнее публиковать положительные отзывы о себе, свой положительный опыт оказания юридической помощи в широком доступе. Адвокаты активно участвуют в благотворительных мероприятиях, мероприятиях по правовому воспитанию граждан, что также способствует формированию положительного имиджа адвокатуры (хотя имидж, конечно, не самоцель).

С учетом экономического кризиса адвокаты максимально идут на уступки гражданам и минимизируют размеры назначаемого гонорара. Одновременно мы подробно объясняем нашим гражданам, из каких составляющих образуется размер гонорара и почему он не может быть уменьшен до символических значений.

В связи с тем, что по инициативе БРКА в проекте нового Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях предусмотрено право лица иметь защитника с начала административного процесса, а в случае административного задержания – с момента объявления ему об административном задержании, сейчас БРКА участвует в обсуждении порядка оказания такой помощи бесплатно.

Кроме того, БРКА обсуждает с уполномоченными органами государства возможность увеличения размера оплаты помощи адвоката по уголовным делам за счет средств государства.

Как вы хорошо знаете из СМИ, в настоящее время адвокаты сталкиваются с противодействием их профессиональной деятельности со стороны отдельных должностных лиц. По каждому факту нарушения БРКА принимает меры реагирования в пределах своих полномочий.

– Какие рекомендации БРКА дает адвокатам и руководителям адвокатских образований в случаях противодействия их профессиональной деятельности?

– БРКА напоминает адвокатам о том, как поступать в таких случаях, чтобы в порыве эмоций не навредить себе и своим клиентам непрофессиональными действиями. Цель таких рекомендаций также в том, чтобы поддержать коллег, напомнить им, что они не одни, что есть органы адвокатского самоуправления, которые делают все возможное для защиты их профессиональных прав.

Адвокату не следует воспринимать противодействие его профессиональной деятельности как некое исключительное событие и позволять эмоциям управлять своими поступками в попытках его устранить. БРКА рекомендует адвокатам в таких случаях действовать строго в рамках правового поля и использовать все предоставленные законом возможности для устранения допущенных в отношении адвокатов нарушений. Кроме того, обо всех нарушениях своих прав адвокаты сообщают в территориальную коллегию и БРКА, которые, в свою очередь, принимают меры к защите их прав в рамках имеющихся у них полномочий.

Отмечу, что я полностью поддерживаю инициативу адвокатов России о введении уголовной ответственности за воспрепятствование законной деятельности адвоката.

– БРКА указывает адвокатам и адвокатскому сообществу на необходимость больше заботиться об имидже адвокатуры. Как Вы рассказали ранее, адвокатам предлагается, с согласия клиентов, активнее получать и публиковать положительные отзывы клиентов о своей деятельности, а также размещать в СМИ и сети «Интернет» свой положительный опыт работы. Нет ли здесь опасности выхода за пределы этических норм и допустима ли в РБ реклама адвокатской деятельности?

– «Реклама» – широкое понятие. Если под рекламой понимать размещение адвокатом информации о себе, своем опыте работы, положительных отзывах клиентов, специализации и других профессиональных навыках, то, безусловно, адвокатам рекомендовано такую информацию публиковать.

Единственное условие в рекламе, как и в любых других действиях адвоката, – соблюдать корпоративную этику. Адвокат не должен сравнивать себя с другими адвокатами, критиковать коллег, вводить окружающих в заблуждение ради привлечения внимания к себе. Например, адвокат не вправе заявлять о том, что он «лучший адвокат по уголовным делам», «не проиграл ни одного дела», «100% гарантия выигрыша по любому поручению» и т.п. Также не следует использовать классические маркетинговые ходы вроде «приведи друга», «два заявления по цене одного», «скидки только до конца недели» и т.п., поскольку адвокаты не торгуют услугами. Адвокаты оказывают юридическую помощь.

– Совет БРКА, обращая внимание на необходимость неукоснительного соблюдения Правил профессиональной этики адвоката, призывает не сравнивать себя с другими адвокатами, не критиковать коллег, не вводить окружающих в заблуждение. Соблюдают ли адвокаты эти требования? Часто ли встречаются нарушения, требующие дисциплинарного разбирательства?

– Большинство адвокатов понимают необходимость соблюдения правил профессиональной этики и соблюдают их, поскольку отрицательное впечатление от действий одного адвоката «бросает тень» на все сообщество. Изначально, когда адвокатам разрешили рекламировать себя, некоторые адвокаты использовали в своей рекламе откровенно маркетинговые ходы для привлечения к себе внимания. Однако сейчас, после проведенной разъяснительной работы, адвокаты профессиональную этику не нарушают.

– Как адвокатские образования справлялись с трудностями, вызванными пандемией, и какую помощь оказывала БРКА?

– Адвокаты активно участвуют в помощи гражданам, находящимся в группе риска. Например, адвокаты лично собирали средства и направляли их нуждающимся.

С весны 2020 г. адвокаты оказывают бесплатно и дистанционно юридическую помощь (консультирование) медицинским работникам, задействованным в борьбе с коронавирусной инфекцией в Беларуси. Акция будет продолжаться до тех пор, пока не выздоровеет последний пациент в республике.

По возможности адвокаты перешли на удаленный способ оказания юридической помощи. Поскольку многие суды республики сейчас активно используют видео-конференц-связь, стало возможным дистанционное участие адвокатов в судебных заседаниях.

Территориальные коллегии адвокатов и БРКА оказывают материальную помощь адвокатам, которые испытывают материальные затруднения из-за уменьшения количества клиентов.

– В России последняя редакция Закона об адвокатуре вынуждает адвокатов приостанавливать статус в случае избрания депутатом законодательного органа власти или представительного органа местного самоуправления. Есть ли аналогичное требование в РБ?

– В нашем Законе есть несколько иное требование: адвокатская деятельность приостанавливается в случае избрания адвоката в государственный орган или иную организацию на период работы на постоянной основе. Адвокатам запрещено заниматься другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме работы в органах управления коллегий адвокатов и адвокатских образований, педагогической (в части реализации содержания образовательных программ), научной, творческой деятельности, деятельности третейского судьи, арбитра, медиатора, а также примирителя в примирительной процедуре.

– Вы уже второй созыв являетесь членом Совета Республики – верхней палаты парламента РБ. Что дает Вам такой статус, можете ли использовать его в интересах белорусской адвокатуры?

– Я могу и использую свой статус в интересах адвокатов Беларуси. В частности, благодаря моему членству в Совете Республики в Белорусскую республиканскую коллегию адвокатов присылают проекты всех законодательных актов для согласования. Полагаю, что от такого сотрудничества выигрывают все: ведь адвокат как практик, который непосредственно применяет законы в своей профессиональной деятельности, может заранее сказать, будет ли данный нормативный акт применяться, действительно ли он способствует защите прав и свобод либо закон будет «мертвым».

– Какие обязанности Вы исполняете в Совете Республики? Вносили ли Вы какие-то законопроекты, касающиеся адвокатской деятельности?

– В мои обязанности как члена Совета Республики входит проведение встреч с населением административно-территориальной единицы, коллективами работников. Благодаря таким встречам я изучаю вопросы, которые требуют законодательного регулирования, и вношу свои предложения по совершенствованию законодательства в соответствующих сферах общественных отношений.

Конечно, я инициировал и внесение изменений в законы, касающиеся адвокатской деятельности. Например, мы (я как член Совета Республики и БРКА) добились того, чтобы в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь было конкретно закреплено право свидетеля на помощь защитника. Не так давно мы внесли предложение об уточнении в Уголовно-процессуальном кодексе Республики Беларусь понятия «тайны следствия», поскольку на сегодняшний день отсутствует понятие того, какие сведения составляют тайну следствия и не подлежат разглашению в случае отобрания подписки о ее неразглашении. Сейчас работаем над порядком посещения адвокатами осужденных: мы хотим, чтобы не только обвиняемые, но и осужденные, отбывающие наказание в исправительных учреждениях, имели возможность общаться с адвокатом без ограничения количества и продолжительности бесед и в условиях, когда контролер ИУ может видеть, но не слышать осужденного и его адвоката.

– Сейчас в парламенте рассматривается законопроект, закрепляющий полномочия нотариуса истребовать сведения и (или) документы у индивидуальных предпринимателей, а не только у государственных органов и иных организаций, сведения и документы, необходимые для осуществления нотариальной деятельности. Есть ли у адвокатов аналогичные полномочия? Какие ограничения установлены для адвокатского запроса?

– В соответствии со ст. 17 Закона адвокат, выступая в качестве представителя или защитника, имеет право запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, у государственных органов и иных организаций, которые обязаны в установленном порядке выдавать эти документы или их копии; запрашивать с согласия клиента мнения специалистов для решения вопросов, возникших в связи с оказанием юридической помощи и требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства и других сферах деятельности.

Однако проблема заключается в коллизии норм Закона и норм «специальных» нормативных актов, где такие права адвоката прямо не закреплены. Например, если в нормативных актах, регулирующих деятельность ГАИ или ЖКХ, не закреплено право адвоката на получение сведений из этих органов, то они отказывают адвокату в предоставлении сведений, ссылаясь на «свои» нормы законодательства.

Таким образом, БРКА в настоящее время работает над тем, чтобы права адвоката на собирание сведений, закрепленные в Законе, реализовывались на практике.

– Какие приоритетные задачи на ближайшую перспективу ставите перед собой как член Совета Республики и как председатель БРКА?

– Задачи у меня как у члена Совета Республики и председателя БРКА все те же: защищать интересы граждан и адвокатского сообщества в интересах граждан. Так, все проекты законов, которые проходят через Совет Республики, я рассматриваю и через призму оказания юридической помощи гражданам при их применении: насколько будут соблюдены права и законные интересы граждан, не будут ли ограничены возможности адвоката при оказании юридической помощи.

Я активно работаю над расширением полномочий адвокатов и введением ответственности за противодействие адвокатской деятельности. Конечно, полномочия адвоката не могут быть сопоставимы с полномочиями прокурора, однако я считаю, что адвокатам необходимо дать максимально возможные полномочия, а также – предусмотреть ответственность за нарушение прав адвоката, поскольку все это в конечном счете соответствует интересам граждан.

Рассказать:
Яндекс.Метрика