По версии следствия, в 2007 г. Сергей Юрьев узнал о подготовке ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» к проведению конкурса на право заключения договора по оказанию юридических услуг на территории России. Следствие считает, что Сергей Юрьев понимал: вероятность победы МКА «Межрегион» в конкурсе высока, и у него возник преступный умысел, направленный на хищение денег Госкорпорации путем обмана ее управления относительно действительной стоимости юридических услуг и завышения цены договора. 19 апреля 2019 г. Мещанский районный суд г. Москвы удовлетворил ходатайство следователя Московского Межрегионального следственного управления на транспорте СК РФ о заключении Сергея Юрьева под стражу.
В заявлении Совета ФПА РФ, в частности, подчеркивается, что у следствия нет претензий ни к процедуре проведения конкурса, ни к его результатам, как их нет и к видам оказанной адвокатами юридической помощи, ее содержанию и объему. По замечанию Совета ФПА РФ, обвинение по сути сводится к тому, что возглавляемое Сергеем Юрьевым адвокатское образование стало победителем конкурса на оказание юридической помощи по якобы завышенной цене, хотя первоначальная (максимальная) цена определялась государственной комиссией.
По мнению Совета ФПА РФ, попытка одностороннего пересмотра стоимости согласованного и исполненного обязательства с использованием средств уголовно-правовой репрессии представляет собой грубое и необоснованное вмешательство в гражданский оборот, разрушение основ экономического устройства общества и самой правовой материи диспозитивных и императивных начал нормативного регулирования.
В то же время Совет ФПА РФ в заявлении выразил надежду, что независимое судебное разбирательство обеспечит надлежащую реализацию принципов применимого права и устранит предвзятость и тенденциозность проведенного расследования.
В обоснование позиции, изложенной в заявлении, председатель Комиссии Совета ФПА РФ по защите прав адвокатов вице-президент ФПА РФ Генри Резник подготовил правовое заключение по уголовному делу адвоката Сергея Юрьева.
В нем указано, что обвинение не имеет под собой правовой основы и расходится с установленными предварительным следствием фактами. Положения закона о формировании договорной цены юридических услуг и установленные по делу факты, поясняется в документе, следствие пытается обойти с помощью заключений двух судебных экспертиз, сформулировавших выводы о превышении цены данного договора над их среднерыночной стоимостью. Тогда как в силу уникальности юридических услуг не имеет никакого правового значения для оценки законно заключенного и исполненного договора исчисление среднерыночной стоимости юридических услуг на основе сравнения других договоров с государственными унитарными предприятиями.
В заключении делается вывод о том, что обвинение Сергея Юрьева в хищении чужого имущества путем мошенничества не подтверждается собранными по делу доказательствами и осуществлено в нарушение основополагающего принципа гражданского права – свободы договора.
Вице-президент ФПА РФ, член Совета ФПА РФ Михаил Толчеев пояснил, что опасность прецедента, складывающегося в связи с попыткой привлечения адвоката Сергея Юрьева к уголовной ответственности, Совет ФПА РФ видит в подмене профессионального правосознания обыденным пониманием и его разрушительном влиянии на основы гражданского оборота. «Их составляют принцип свободы договора и известная еще из римского права презумпция о том, что “договоры должны исполняться”. Один участник называет свою цену, другой с ней соглашается. Между ними возникает взаимообязывающая связь, которая поддерживается правом, а значит – всей силой и авторитетом государства. И здесь не имеет значения, оказывает ли исполнитель заказчику юридическую помощь или, к примеру, строит мост. Заявление о том, что исполнителем была названа слишком высокая стоимость, после того как договоренность не только состоялась, но и была исполнена, имеет черты рэкета со стороны заказчика», – сказал Михаил Толчеев. Применение при этом средств уголовной репрессии, по его мнению, не только подрывает авторитет государственной власти, но и разрушает самые основы гражданского оборота, делает бессмысленными и неустойчивыми любые договоренности о взаимных правах и обязанностях.
Вице-президент ФПА РФ, член Совета ФПА РФ Светлана Володина назвала возбуждение уголовного дела в отношении Сергея Юрьева и заключение его под стражу беспрецедентной ошибкой. «Во-первых, нет никакой необходимости держать под стражей человека, обвинение которого непонятно на чем основано. Есть свобода договора, она была установлена, работа выполнена, а потом некие “эксперты” сочли, что гонорар завышен, – пояснила она пресс-службе ФПА РФ. – Во-вторых, я очень давно знаю Сергея Сергеевича Юрьева. Это прекрасный человек и прекрасный юрист, с большим вниманием относящийся к новому поколению. Он долгое время был членом Квалификационной комиссии Адвокатской палаты Московской области и служил там всей душой. Проживая жизнь в адвокатуре, он всегда пытался решать проблемы, возникающие в корпорации, и решал их с открытым забралом, очень принципиально».
Светлана Володина напомнила, что в первый же день избрания для Сергея Юрьева меры пресечения в виде заключения под стражу за него лично поручился президент ФПА РФ Юрий Пилипенко. За ним последовали многие другие адвокаты, а позднее за Сергея Юрьева поручился Федеральный союз адвокатов России.