В статье рассматриваются проблемы, связанные с практикой возмещения вреда, причиненного водным объектам: отсутствие исчерпывающего перечня достоверной информации по водным объектам, реальной картины динамики их антропогенного изменения, правовой определенности и понятного алгоритма в отношении такой неотъемлемой характеристики водного объекта, как его фоновый уровень загрязнения, а также непоследовательность правовой позиции законодателя и Верховного Суда РФ, трактующих условность вреда, причиненного водному объекту, не в пользу деликвента, и др.
Череда экологических инцидентов с участием юридических лиц, входящих в холдинг «Норникель»1, может повлечь значительные изменения в отечественной правоприменительной практике.
Размер претензий на сумму более 140 млрд руб., предъявляемых «Норникелю», ожидаемо сподвигнет природопользователя на полномасштабную защиту от них, что называется, «по всем фронтам». Это противостояние в первую очередь должно коснуться сферы догматического понимания экологического вреда водному объекту.