Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее – Закон об адвокатуре) содержит общеобязательное правило, согласно которому проведение следственных действий в отношении адвоката, в том числе его допрос в качестве свидетеля, допускается только на основании судебного решения (ч. 3 ст. 8). При этом соответствующая зеркальная норма в Уголовно-процессуальном кодексе РФ отсутствует. В апреле нынешнего года Конституционный Суд РФ, казалось бы, расставил все точки над «i», выразив правовую позицию, в соответствии с которой допросу адвоката в качестве свидетеля должна предшествовать обязательная судебная проверка. Но выяснилось, что точки расставлены не все: процессуальное законодательство, как и раньше, не регламентирует процедурные вопросы инициации, получения и исполнения судебного решения, касающегося допроса адвоката. Оставил эти вопросы за скобками и КС РФ.
Читайте также комментарии к данному материалу члена Совета АП Санкт-Петербурга, председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Сергея Краузе, председателя президиума КА «Лапинский и партнеры», первого заместителя председателя Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов АП Санкт-Петербурга Владислава Лапинского, вице-президента Адвокатской палаты Ставропольского края Никиты Трубецкого и старшего советника Адвокатской палаты Краснодарского края, председателя комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Краснодарского края Ростислава Хмырова.
11апреля 2019 г. КС РФ вынес определение № 863-О, в котором разъяснил, что допрос адвоката в качестве свидетеля может проводиться только с санкции суда. Это решение многие уже назвали революционным. Не умаляя значимости выраженной органом