В статье проанализированы законодательство, регулирующее минимальный размер оплаты труда, и судебная практика рассмотрения споров, связанных с применением МРОТ, обсуждаются ряд проблем: начисление заработной платы ниже МРОТ в силу неправомерного включения компенсационных выплат (надбавок, районных коэффициентов и т.п.) в его состав; неприменение судами положений региональных соглашений, предусматривающих более высокий размер минимальной заработной платы по сравнению с МРОТ; правовая неопределенность в случаях, когда прожиточный минимум в субъекте выше величины прожиточного минимума в целом по РФ.
Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» внесены изменения, предусматривающие, что начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.