В статье исследуется вопрос, как российские арбитражные суды оценивают экономические санкции недружественных государств, каким образом данные санкции влияют на принятие арбитражными судами судебных актов. Рассмотрены следующие аспекты: санкции как основание для применения арбитражными судами исключительной компетенции арбитражных судов Российской Федерации по рассмотрению споров с участием лиц, в отношении которых применяются меры ограничительного характера; экономические ограничения (санкции) как основание для отказа в применении норм иностранного права; санкции как основание для отказа в удовлетворении исковых требований; санкции как повод для привлечения к солидарной ответственности аффилированного с иностранной организацией лица, исполняющего экономические санкции.
В своей предыдущей статье «Оговорка о публичном порядке должна применяться судами только в исключительных случаях»1, касающейся вопроса о том, как арбитражные суды понимают и оценивают оговорку о публичном порядке, мной было указано, что одним из оснований для применения данной оговорки являются экономические санкции государств, совершающих действия, которые расцениваются Российской Федерацией как недружественные, введенные против российских юридических и физических лиц. Это означает, что нормы иностранного права, закрепляющие данные санкции, применению российскими судами не подлежат. В данной статье хотелось бы подробнее затронуть данную тему, а именно исследовать, как российские арбитражные суды оценивают экономические санкции, каким образом данные санкции влияют на принятие арбитражными судами судебных актов. В данной статье речь будет идти о спорах, в которых исковые требования мотивированы санкционными ограничениями.