В настоящей статье определены пути решения назревшей правовой проблемы – необходимости защиты прав лица, у которого изъяли земельный участок для государственных или муниципальных нужд без соблюдения установленных законом процедур. Автором проведен анализ действующего законодательства, правовых позиций, изложенных в решениях и руководящих разъяснениях ВС РФ, актуальной судебной практики по данному вопросу, предпринята попытка выделить и систематизировать критерии для сравнения формального (в соответствии с гл. VII.1 ЗК РФ) и фактического изъятия земельных участков у правообладателей.
С 1 апреля 2015 г. процедура принудительного изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд детально и единообразно регламентирована гл. VII.1 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ)1. Тем не менее, как свидетельствует практика, нередкими остаются случаи, когда формальное решение об изъятии земельного участка для публичных нужд не принималось, при этом фактически участок оказывается занятым инфраструктурным объектом без согласования с частным собственником. В действительности так называемое фактическое изъятие земельного участка для публичных нужд возможно в нескольких вариантах: