В настоящем комментарии к статье Юлии Севастьяновой «Уловки банков» (см.: «АГ». 2021. № 15 (344)) автор приводит принципиальные выводы высших судебных инстанций, содержащие оценку отношений между банком и потребителем на примере заключения договора банковского вклада путем присоединения. Он подчеркивает, что возможность отказаться от заключения договора с банком, внешне свидетельствующая о признании свободы договора, не может считаться достаточной для ее реального обеспечения гражданам, что должно учитываться судами при рассмотрении споров потребителей с банками, в том числе в рамках предоставления услуг привилегированного обслуживания. Автор комментария надеется, что определение Верховного Суда РФ от 23 марта 2021 г. № 33-КГ20-6-К3 положит начало формированию правоприменительной практики защиты потребителей как услуг привилегированного банковского обслуживания, так и других банковских услуг.
В своей статье автор, анализируя практику судебных споров по одностороннему ухудшению условий привилегированного банковского обслуживания, поднимает проблему пределов свободы договора в отношениях между субъектом, профессионально оказывающим банковские услуги, и потребителем.