×

Важнейшие правовые позиции КС с апреля по сентябрь текущего года

Утвержден Обзор практики Конституционного Суда за второй и третий кварталы 2018 г.
К наиболее значимым в документе отнесены 23 постановления и определения, затрагивающие вопросы конституционных основ уголовной юстиции, публичного и частного права, трудового законодательства и социальной защиты.

Из 23 решений Конституционного Суда, представленных в обзоре, «АГ» писала о 18 постановлениях.

Конституционные основы уголовной юстиции

КС проверил нормы УК, препятствующие признанию покинувшего место ДТП водителя пьяным

Постановлением от 25 апреля 2018 г. № 17-П КС признал не соответствующим Конституции п. 2 примечаний к ст. 264 УК. Суд отметил, что оспоренное положение ставит водителей, в том числе в состоянии опьянения, которые совершили нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее тяжкие последствия, и скрылись с места ДТП, в преимущественное положение по сравнению с водителями, оставшимися на месте ДТП, в отношении которых установлен факт употребления алкогольных напитков либо которые не прошли медосвидетельствование. 

«АГ» рассказывала, что в Госдуму внесен законопроект о поправках в абз. 1 ч. 2, 4 и 6 ст. 264 УК, а также в ст. 264.1 УК, ужесточающих уголовную ответственность водителей, скрывшихся с места совершения ДТП с тяжкими последствиями, в отношении которых возможность подтвердить состояние опьянения на момент совершения преступления была утрачена.

Читайте также
Дума рассмотрит поправки, ужесточающие уголовную ответственность водителей, скрывшихся с места ДТП
Законопроект предлагает уравнять таких лиц с виновниками аварии, опьянение которых было установлено официально
30 октября 2018 Новости

КС указал на недопустимость бессрочного содержания обвиняемых в психиатрической лечебнице

Постановлением от 24 мая 2018 г. № 20-П КС подтвердил конституционность ч. 1 ст. 435 УПК «Помещение в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях». КС указал, что суд обязан установить срок, на который человек, содержащийся под стражей, помещается в психбольницу. Продлевается такой срок с учетом положений УПК и при этом не является препятствием для прекращения нахождения человека в лечебнице. 

«АГ» сообщала, что Минюст уже разработал пакет поправок в законодательство, направленных на уточнение порядка и условий содержания подозреваемых и обвиняемых в психиатрических стационарах. Первый законопроект вносит изменения в ст. 29 и 435 УПК в целях установления порядка и оснований продления срока нахождения подозреваемых и обвиняемых в медицинской организации. Второй законопроект вносит корреспондирующие изменения в Закон о психиатрической помощи.

Читайте также
Порядок помещения в психиатрическую лечебницу лиц, содержащихся под стражей, уточнят
Согласно законопроекту Минюста суд сможет помещать подозреваемых и обвиняемых в медицинскую организацию на срок 6 месяцев и впоследствии неоднократно продлевать его
26 октября 2018 Новости

Конституционные основы публичного права

КС решил, что отсрочка от службы в армии может предоставляться три раза

Постановлением от 17 апреля 2018 г. № 15-П КС признал не соответствующими Конституции положения подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе. Суд отметил, что оспоренная норма ставит граждан в неравное положение с точки зрения возможностей получения высшего образования по программам магистратуры, если до завершения обучения в школе одни из них достигли совершеннолетия, в связи с чем были вынуждены воспользоваться отсрочкой от призыва на военную службу, а другие в ней не нуждались.

Суд указал, что ограничение права граждан, получивших отсрочку в связи с достижением совершеннолетия до окончания школы, на отсрочку от призыва в армию при учебе в магистратуре, когда такое право предоставлено гражданам, образующим с ними одну категорию, не имеет объективного оправдания и ставит их в неравное положение. Это не согласуется с конституционными принципами равенства и справедливости.

По аналогичным основаниям Постановлением от 22 мая 2018 г. № 19-П КС признал неконституционными абз. 2, 3 и 10 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе. Как подчеркнул Суд, данные положения ограничивают право граждан, достигших совершеннолетия во время обучения в школе, на отсрочку от призыва в армию при получении среднего профессионального образования.

Ранее «АГ» рассказывала о том, что во исполнение указаний КС в Госдуму был внесен законопроект, которым предлагается предоставить гражданам, достигшим призывного возраста в период обучения в школе, право на отсрочку от призыва на военную службу в связи с обучением по программам среднего профессионального образования. Кроме того, проектом закона предлагается предоставить еще одну отсрочку для лиц, воспользовавшихся ею в период обучения в школе и в вузе по программам специалитета и бакалавриата, в связи с продолжением обучения в магистратуре.

Читайте также
Граждане, воспользовавшиеся первой отсрочкой от армии в школе, получат еще две
В Госдуму внесен законопроект, направленный на предоставление равных прав на обучение в магистратуре лицам, достигшим совершеннолетия в школе и в вузе
25 сентября 2018 Новости

КС: Пропуск срока продления вида на жительство некритичен для долго живущих в России

Постановлением от 29 мая 2018 г. № 21-П Конституционный Суд признал соответствующим Конституции п. 3 ст. 8 Закона о правовом положении иностранных граждан в РФ, на основе которого судом решается вопрос о возможности восстановления пропущенного иностранным гражданином срока подачи заявления о продлении срока действия вида на жительство и документов к нему.

Согласно разъяснениям КС суды не вправе, ссылаясь на отсутствие предусмотренных правовым регулированием оснований для продления пропущенного срока, ограничиваться констатацией соответствия отказа УФМС в принятии к рассмотрению такого заявления и документов к нему закону и подзаконному правовому регулированию, если будет установлено, что между Россией и гражданином сложилась устойчивая связь, обусловленная его длительным проживанием в РФ на законных основаниях.

КС вновь признал неконституционность положений статьи НК об освобождаемых от налогов доходах

Постановлением от 31 мая 2018 г. № 22-П КС признал неконституционными п. 1 и 3 ст. 217 Налогового кодекса. Суд пришел к выводу, что оспоренные положения не позволяют однозначно решить вопрос об обложении налогом на доходы физических лиц денежной компенсации, выплачиваемой военнослужащим, проходящим службу по контракту, за каждые положенные дополнительные сутки отдыха.

Как пояснил КС, такая компенсация связана с прохождением службы за пределами установленного времени, что может свидетельствовать в пользу ее отнесения к облагаемым налогом выплатам, и она сходна с компенсацией сверхурочной работы оплатой труда в повышенном размере. Вместе с тем, отметил Суд, данная компенсация не интегрирована с очевидностью в состав оплаты труда, в отношении которой необходимость налогообложения не вызывает сомнений.

КС: Декриминализация не позволяет избежать ответственности

В Постановлении от 14 июня 2018 г. № 23-П КС установил конституционность п. 1 ст. 1.7 КоАП во взаимосвязи с п. 4 ст. 1 Закона о внесении изменений в УК и УПК по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности и п. 4 ст. 1 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием вышеуказанного закона. На основании этих положений решается вопрос о привлечении физлиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.1.1 КоАП, если соответствующие деяния были совершены ими до введения данной статьи в действие, а уголовные дела в их отношении были прекращены либо не возбуждались по причине декриминализации этих деяний.

КС пришел к выводу, что оспоренные положения позволяют привлекать к административной ответственности лиц, в действиях которых будет установлен состав правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП, если событие правонарушения имело место до вступления данной статьи в силу.

КС разъяснил распределение полномочий между федеральными и региональными властями

Суд в Постановлении от 2 июля 2018 г. № 27-П оценил конституционность абз. 2 ч. 6 ст. 28.3 КоАП. Согласно этой норме полицейские составляют протоколы о правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, если передача этих полномочий предусмотрена соглашениями между МВД и региональными органами исполнительной власти.

На неопределенность данного законоположения указало Законодательное Собрание Ростовской области, по мнению которого наличие таких соглашений между МВД и органами исполнительной власти регионов является императивным условием для наделения полиции правом составлять протоколы о соответствующих правонарушениях и тем самым нарушается Конституция. Данная ситуация, по мнению заявителя, препятствует защите прав и свобод граждан и обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на территории всех субъектов РФ.

КС указал, что порядок заключения между региональными властями и МВД соответствующих соглашений урегулирован Законом об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и конкретизирующими его подзаконными актами, и признал, что оспариваемое законоположение соответствует Конституции.

КС защитил интересы предпринимателей в отношениях с государством

Постановлением от 16 июля 2018 г. № 32-П Суд признал противоречащими Конституции п. 3 ст. 69 Воздушного кодекса, п. 3 и 6 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных от платы за эти услуги. Как указал КС, оспоренные нормы не обеспечивают определенность условий возмещения юрлицам за счет средств федерального бюджета расходов, о которых говорится в Правилах, в случае исчерпания доведенных лимитов бюджетных обязательств и при отказе уполномоченного госоргана в предоставлении субсидии по этой причине.  

КС указал на возможность взыскания недополученных субсидий прошлых лет

В Постановлении от 18 июля 2018 г. № 33-П по делу о проверке конституционности п. 3 ст. 242 Бюджетного кодекса Суд указал, что если муниципальному образованию на конец финансового года не были перечислены причитающиеся в соответствии с законом о бюджете субъекта РФ субсидии, то оно вправе взыскать их в судебном порядке. КС признал оспоренную норму не противоречащей Конституции, поскольку она не предполагает отказа во взыскании с субъекта РФ причитающихся, но не перечисленных муниципальному образованию средств субсидии на осуществление функций административного центра.

Конституционные основы частного права

КС запретил отказывать ВИЧ-инфицированным усыновлять детей только на основе диагноза

Постановлением от 20 июня 2018 г. № 25-П КС признал не соответствующими Конституции подп. 6 п. 1 ст. 127 Семейного кодекса и п. 2 Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью. Суд указал, что оспоренные положения позволяют отказать лицу, инфицированному вирусом иммунодефицита человека или гепатита C, в усыновлении ребенка, который проживает с этим лицом, если усыновление позволяет юридически оформить эти отношения и отвечает интересам ребенка.

«АГ» сообщала, что Минобрнауки начал разработку законопроекта, вносящего изменения в ст. 127 СК. Законопроектом предлагается закрепить, что при вынесении решения об усыновлении ребенка суд будет вправе отступить от подп. 6 п. 1 ст. 127 СК, если лицо, инфицированное ВИЧ или гепатитом C, в силу уже сложившихся семейных отношений проживает с ребенком. При этом суд должен учитывать интересы усыновляемого ребенка и заслуживающие внимания обстоятельства. 

Читайте также
ВИЧ-инфицированным разрешат усыновлять детей родственников
Готовится проект поправок в СК РФ, согласно которому суд вправе разрешить носителю ВИЧ или гепатита С усыновить ребенка, проживающего с ним в силу семейных отношений
19 сентября 2018 Новости

КС: Переход права на товарный знак и его продление могут происходить одновременно

Постановлением от 3 июля 2018 г. № 28-П КС признал не противоречащим Конституции п. 6 ст. 1232 ГК, которым регулируется порядок перехода права на товарный знак при присоединении одного юрлица к другому.

Как указал Суд, оспоренное положение предполагает, что при присоединении юрлица – обладателя исключительного права на товарный знак к другому это право считается перешедшим к последнему с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица. При этом реализация правомочий, составляющих содержание данного права, в полном объеме возможна только при условии госрегистрации состоявшегося перехода права. Кроме того, при решении вопроса о продлении срока действия исключительного права по заявлению юрлица, к которому это право перешло в результате реорганизации, при отсутствии регистрации перехода обеспечивается рассмотрение данного вопроса одновременно с вопросом о регистрации перехода исключительного права.

КС напомнил судам об обязанности не применять подзаконные акты, противоречащие закону

Постановлением от 6 июля 2018 г. № 29-П КС признал не противоречащим Конституции п. 1 ч. 3 ст. 311 АПК, согласно которому новым обстоятельством для целей пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по правилам гл. 37 Кодекса является в том числе отмена судебного акта арбитражного суда или суда общей юрисдикции либо постановления другого органа, послуживших основанием для принятия судебного акта по данному делу.

КС пришел к выводу, что оспоренная норма не препятствует пересмотру по новым обстоятельствам вступившего в законную силу решения арбитражного суда, в основу которого положен нормативный правовой акт, признанный недействующим судом общей юрисдикции, – вне зависимости от того, с какого момента он признан недействующим.

КС указал на необходимость изменить порядок учета потребления тепла в многоквартирных домах

Постановлением от 10 июля 2018 г. № 30-П КС признал не соответствующими Конституции ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 и 4 п. 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Суд указал, что оспоренные положения не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который был оснащен коллективным прибором и помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.

КС напомнил о порядке обжалования отказа судьи ВС передать кассационную жалобу на рассмотрение

Постановлением от 12 июля 2018 г. № 31-П КС подтвердил конституционность ч. 8 ст. 291.6 АПК. Как разъяснил КС, норма предполагает, что обращение лиц к председателю Верховного Суда или его заместителю с просьбой не согласиться с определением судьи ВС об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии ВС и отменить его возможно только в пределах установленного законом двухмесячного срока на кассационное обжалование. Время рассмотрения этих жалобы, представления в кассационной инстанции ВС при исчислении данного срока не учитывается.

Читайте также
Военнослужащим хотят предоставить дополнительные гарантии в части обеспечения жильем
Соответствующий законопроект опубликован Минобороны и направлен на исполнение постановления КС РФ, признавшего неконституционность нормы, лишающей военнослужащих права на жилье с момента вступления их супругов в накопительно-ипотечную систему
27 сентября 2018 Новости

КС дал дополнительные гарантии соблюдения права военных на обеспечение жильем

Постановлением от 20 июля 2018 г. № 34-П КС признал противоречащим Конституции п. 15 ст. 15 Закона о статусе военнослужащих, согласно которой военнослужащим, проходящим службу по контракту и являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (НИС), выделяются средства на приобретение или строительство жилья, при этом на них и членов их семей не распространяются иные виды жилищных гарантий.

Суд указал, что оспоренная норма препятствует праву военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., продолжающего прохождение службы или уволенного с нее, на предоставление жилья ему и членам его семьи в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в НИС независимо от волеизъявления лиц воспользоваться таким правом на жилье вместо участия супруги (супруга) в НИС. 

Ранее «АГ» сообщала, что Минобороны подготовило законопроект о внесении изменений в ст. 15 Закона о статусе военнослужащих. Поправки устраняют признанный неконституционным запрет. Согласно проекту военнослужащие, являющиеся участниками НИС и принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, как члены семьи военнослужащих – граждан, признанных нуждающимися и подлежащих жилищному обеспечению посредством предоставления жилого помещения или субсидии, также будут учитываться при расчете общей площади жилого помещения либо размера жилищной субсидии.

КС обязал законодателя установить критерии индексации взысканных судами средств

Постановлением от 23 июля 2018 г. № 35-П КС признал ч. 1 ст. 208 ГПК не соответствующей Конституции в части отсутствия критериев индексации взысканных судом денежных сумм. КС указал, что федеральный законодатель обязан внести в действующее правовое регулирование изменения, устанавливающие возможные критерии индексации, причем они могут быть универсальными или рассчитанными на использование в конкретных случаях, включая предусмотренные ч. 1 ст. 208 ГПК. 

Читайте также
Минюст России предлагает ввести универсальный критерий индексации взысканных судом денежных сумм
Подготовлен законопроект, предусматривающий, что индексация допустима при отсутствии признаков недобросовестности в действиях должника или взыскателя
21 сентября 2018 Новости

«АГ» рассказывала, что Минюст приступил к подготовке проекта поправок в ст. 208 ГПК. Законопроектом предлагается дополнить ч. 1 статьи следующим положением: «По заявлению взыскателя или должника суд, рассмотревший дело, может произвести индексацию взысканных судом денежных сумм на день исполнения решения суда при условии отсутствия признаков недобросовестности в действиях должника или взыскателя с учетом индекса потребительских цен, утверждаемого ‎в соответствии с действующим законодательством уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».

Конституционные основы трудового законодательства и социальной защиты

КС пояснил, что входит в оплату труда в выходные и праздники

Постановлением от 28 июня 2018 г. № 26-П КС признал соответствующей Конституции ч. 1 ст. 153 ТК, так как ее положения не предполагают, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы – оклада, а работники при расчете размера оплаты работы в такие дни могут быть произвольно лишены права на получение дополнительных выплат.

Рассказать:
Яндекс.Метрика