При заключении государственного контракта у его сторон возникают обязанности, зафиксированные не только в контракте, но и подразумеваемые. Уклонение одной из сторон от исполнения подразумеваемых обязанностей влечет возложение на такую сторону негативных последствий, связанных с нарушением контракта. Однако судебная практика в этом вопросе не является единообразной, некоторые судьи соглашаются с утверждением заказчиков, что после подписания контракта его исполнение – проблема поставщиков. Автор настоящей статьи, указывая на такой подход, подчеркивает, что он противоречит законодательству: исполнение контракта – цель всех его сторон.
Необходимое содействие для достижения цели обязательства
Экономическая теория учит, что любой договор является неполным в том смысле, что при заключении договора невозможно учесть все обстоятельства, которые могут возникнуть при его исполнении1. Герберт Саймон определил такое несовершенство понятием «ограниченная рациональность» (англ. bounded rationality)2. Таким образом, любое соглашение априори является пробельным, а потому стороны обязаны оказывать друг другу необходимое содействие, даже если положения договора не устанавливают необходимость выполнения тех или иных действий. Сотрудничество сторон является одним из принципов обязательства3.